(495) 740-66-30, 708-90-85 Подобрать ВУЗ и специальность Поступление в ВУЗ Главная


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ. (Вернуться на обычную версию страницы >>)
Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА им. Маймонида) :: История


       Основана в 1991 году как Государственная еврейская академия им. Маймонида.. Учредители: Правительство РФ, Минобразования РФ.
       
       МАЙМОНИД - РАБЕЙНУ МОШЕ БЕН-МАЙМОН - великий ученый - теолог, философ, кодификатор, врач и педагог - энциклопедическое наследие которого оказало огромное влияние на духовную и научную мысль последующих поколений. Моше Бен-Маймон, всемирно известный под именем Маймонида (в еврейской традиции - РАМБАМ - аббревиатура из начальных литер полного имени: Рабейну Моше бен-Маймон ) - крупнейший представитель блестящей плеяды средневековых мыслителей золотого века испанской, арабской и еврейской культуры.
       Маймонид ( Рамбам ) родился в 1135 году в Испании в городе Кордоба (14 дня месяца Нисана 4895 года по еврейскому летоисчислению) в семье судьи г.Кордобы раввина Маймона бен-Йосефа. Наряду с религиозным высшим и теологическим образованием, известный талмудист Маймонид получил и светское образование: по математике, естествознанию, астрономии, медицине, юриспруденции и философии.

       С 13-летнего возраста Маймонид испытал на себе всю тяжесть гонений: с 1148 по 1159 гг. он вынужден жить в среде мусульманских общин. С 1159 года в течение десяти лет семья Маймонида переживает период мучительных скитаний: Акко (город крестоносцев), Иерусалим и, наконец, Фосфат (старый Каир) становится длительным местом пристанища Маймонида.

       В Фосфате Маймонид обретает славу духовного оракула своего времени: сюда со всех концов стекаются иудеи, мусульмане, христиане, чтобы послушать его проповеди, лекции по философии и медицине, по праву и естественным наукам. А по субботам правоверные иудеи слушали Маймонида - великого знатока Торы и наслаждались его канторским искусством. Несмотря на всеобщую любовь, поклонение и признание, в некоторых ортодоксально - консервативных кругах растет неприятие идей Маймонида. Однако, он проявляет потрясающий образец безразличия к своим оппонентам и никогда не участвует в дискуссионной суете. "... Мой день заполнен следующим образом: я живу в Фосфате, а Султан находится в Каире. Я обязан каждое утро его навещать... ... Я нахожу приемную, заполненную народом, евреями и неевреями, дворянами и простолюдьем, друзьями и противниками - пестрая смесь людей ожидает моего возвращения", - писал Маймонид.

       Кем же был, этот удивительный человек, которого называли "светоч поколений", писавший на своих многочисленных родных языках: древнееврейском, арамейском, испанском, арабском? Что сделал он, что признан и почитаем всеми, невзирая на вероисповедание и принадлежность к различным культурам? Чем преодолел великое противостояние? И почему его имя широко известное в интеллектуальных, медицинских и духовных кругах дореволюционной России, лишь однажды упомянуто в Философской энциклопедии советского периода. Несмотря на все сложности, которые претерпело человечество, за истекшие после рождения Маймонида века, своим влиянием Маймонид не допустил непоправимого раскола между религиозным и научным мировоззрением. Незримо, но ощутимо присутствует в любом современном научно-исследовательском и теологическом толковании.

       Доступным и реальным провозгласил Маймонид диалог различных культур и религий: от взаимопонимания, сочувствия и соучастия, до взаимопроникновения. Именно Маймонид привнес освобождение духа и разума от приверженности к букве религиозного откровения, тем самым, укрепив на века Веру и Разум, без всяких ограничений того и другого. Великолепный мастер синтеза и анализа, пророк неограниченных возможностей мира и добра, Маймонид нашел и утвердил навечно путь бесконфликтного компромисса.

       Свободный выбор такого пути, по Маймониду, ограничен снизу посредством наказания и сверху познанием добра и зла. Впервые человеку в Учении Маймонида была отведена активная роль в его отношении с Богом: если человек реализует свой разум и достигнет с его помощью Божественного изобилия целостного религиозного бытия Божественное Провидение, несомненно, посетит его. Судьба истории, утверждает Маймонид, в руках тех, кто пребывает в этот период в сути данного исторического процесса.

       Строя мост в будущее для всего человечества, Рамбам убедительно подчеркивает общее в судьбах иудаизма, христианства, ислама и демонстрирует необычайную тактичность, терпимость и философский интерес к их идеям: Маймонид отмечает высочайшую значимость и духовность исламской Веры и единого бога и христианской приверженности к Святому писанию.

       Монотеизм, составляющий основу всех мировых религий, по Маймониду, и есть прекрасная основа для совместного бытия всех народов и взаимопроникновения культур.

       До Рамбама не было книг по законодательству, в которых бы текст не сопровождался грузом многочисленных ссылок на автора и точными указаниями первоисточника. Рамбам выступает как первый кондификатор, создавший новый тип законодательной литературы. Его перу принадлежит первая запись законоположения. Рамбам использовал разнородные источники разного филологического уровня, подчас, противоборствующих социальных групп и создал на этом сложном фоне новую форму универсального языка законодательных текстов.

       Маймонид как врач - это мудрейший практик, впервые уверивший мир о возможности влияния на синтез белковых структур и выращивании человека в пробирке, и при этом не только не поправший незыблемости Веры, а, напротив, утвердивший Веру как единственную основу медицинской науки.

       В 1204 году, в возрасте 70 лет, Маймонид (Рамбам) умирает. Его могила на Святой Земле в Тверии и по сей день место паломничества. В день его кончины в Фосфате был объявлен трехдневный траур, а в Иерусалиме - Всеобщий пост и чтение " священного писания". Великого мыслителя оплакивали все, как невосполнимую утрату иудейского, мусульманского и христианского народов. Имя Маймонида по праву считается светом Востока и Запада, а его творения - "чудом поколений".

       Допустив светское образование, как не противостоящее системе религиозного, Маймонид, по существу, дал возможность нынешнему поколению учиться различным наукам, не отрицая этим необходимости и важности Веры во Всевышнего и постоянного служения Ему.
       И не случайно, наверное, именно в Российской нише, столь долгого мучительного безверия, в наши дни создан первый в мире Университет, носящий имя великого Маймонида.
       Это вселяет надежду и Веру в будущее Российской науки, культуры и образования.

       В этом году Государственная Классическая Академия имени Маймонида, созданная Постановлением Правительства Российской Федерации, встречает свой десятилетний юбилей и одновременно делает 7-й выпуск. Это знаменательно. Прошедшие десять лет символизировали для нас успешную попытку сохранить классические традиции российского университетского образования в неклассический период развития Российской истории. Это было трудно. Но сегодня - эти трудности уже история, краткое изложение которой, нам представляется уместным в данном издании.

       Государственная классическая Академия имени Маймонида, ровесница Новой России, приемник более тысячи муниципальных еврейских гимназий, Институтов и Университетов дореволюционной России. Справедливости ради стоит отметить, что уничтожение оных произошло практически тотально. Однако, традиции еврейского образования оказались жизнестойкими, равно как и вклад евреев в медицину, музыку, математику, филологию, философию, юриспруденцию. Это и определило основные направления, по которым готовит специалистов наша Академия.

       Впервые, за последние более чем полвека и именно в России создан Государственный светский Университет, в котором изучается культура, история и наука в контексте вековых традиций еврейского народа. Быть может именно этим и обусловлено то обстоятельство, что в Академии Маймонида учатся представители всех конфессий и независимо от гражданства учатся вместе и живут полной студенческой жизнью, реализуя стремление всего российского общества к национальному согласию.

       Однако, учиться здесь нелегко. Государственные стандарты, дополненные авторскими программами, строжайшая дисциплина и весьма высокие требования на всех уровнях аттестаций, обеспеченные высоким уровнем профессорско-преподавательского состава, рассчитаны на хорошую подготовительную базу студентов. Отсюда выходят специалисты высокого класса, адаптированные к требованиям потребительского сообщества.

       Множество неожиданностей и препятствий как преодолимых, так и непреодолимых составляют основу древа жизни. Его плоды и горькие и соленые и сладкие вкушаемы в некоей пропорции данной нам откуда-то извне. Но каждый, живущий на этой Земле, стремится к счастью, добру, благополучию, благосостоянию. Удовлетворение такого определяющего стремления теснейшим образом связано с чувством меры во всем и всегда.

       Чувство меры в каждом человеке субстрат комплексный: это и врожденное качество и благоприобретённое одновременно. Воспитание чувства меры, совершенствование и оттачивание его – это, пожалуй, и есть основополагающая задача, которую ставит перед собой руководство Академии. И пусть Вас, пришедших к нам поступать, не удивляет при этом, что мы ратуем за безмерную любовь к знанию, к постижению научных истин, к освоению профессиональных навыков.